Это мой выбор

Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки… А по сути своей она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди — наши дети.

Эссе "Я- современный учитель"



Я родилась и выросла в учительской среде. Картинка из детства: после детского садика или продленки мы  с сестрой спешили к маме на работу. Пустые классы, предметные кабинеты с высокими потолками и громадной зеленой доской; мел, которым так удобно рисовать… Моя мама Кожевникова Татьяна Ивановна − более двадцати лет учитель математики.  Преподаёт физику в школе моя тётя− Ловчикова Зоя Ивановна, Заслуженный учитель Российской Федерации.  А бабушка Батуева Анфиса Матвеевна –  целая легенда отечественного образования − работала в школе с тысяча сорок девятого года, Отличник народного просвещения. В далёкие послевоенные годы учителей в сельских школах не хватало, и кроме начальных классов она вела и технологию (тогда называлось − труд), и математику, начав  свою педагогическую деятельность в эвакуированном ленинградском детском доме.
И ведь не было тогда «Профессионального стандарта педагога», но каждый из них воспитывал в своих учениках  личность, характер; умел заинтересовать ученика своим предметом, учил толерантности, помогал сделать  нравственный выбор.  Не владели в то время «ИКТ- грамотностью», да и понятия не было такого. Разноцветные мелки, шуршащие грампластинки, картонные таблицы и иллюстрации, диафильмы – вот тот небольшой учительский арсенал. И что? Учили хуже? Иль воспитывали? Ответом на эти вопросы являются факты− ученые, инженеры, военные, врачи, которые смогли добиться высоких результатов в своей профессиональной деятельности, просто хорошие люди… А кем был заложен и воспитан характер, стремление меняться, стремится к лучшему? Конечно, учителями. Ведь даже такие понятия как Родина, дружба, отчий дом, патриотизм, закладываются «с картинки в твоем букваре»...
В одном из рассказов Аркадия Аверченко есть такая фраза: «Учитель преподавал географию словно расписание поездов – от сих до сих». Наверное, можно работать и так. Но примет ли такого учителя современный школьник? Современный ребёнок лучше, чем мы, подстраивается под требования времени, легче осваивает новые технологии. Однако тот поток информации, который обрушивается на него, пугает, делает его беззащитным. Задача современного учителя – помочь ребёнку сориентироваться, научиться отделять важное от незначительного и не упустить главного.
Я вспоминаю свой первый урок. Всё прошло просто и гладко: была желанная тишина, поднятые руки, удачные ответы. А в сухом остатке: тревога и неудовлетворённость. В уроке не хватало самого главного – блеска в глазах моих учеников. В голове всплыли слова: чем легче учителю, тем трудней ученику. Прошло три года, три года поисков, обретений и неудач.
Для меня, учителя биологии ХХI века, настоящим открытием в педагогике стал курс «Новая биология» В.Е. Зайцевой и Е.В. Чудиновой. Это не та спокойная и безмятежная биология с  традиционными рассказами о пестиках и бабочках. Это по-настоящему сложный, но безумно интересный путь для каждого класса, для каждого ученика. Здесь живая природа открывается опытами Пристли, Тимирязева и де Соссюра, моделированием жабр рыбы и конструированием почки человека. Представьте себе, когда групповая работа по конструированию листа растения закончена, а группа с удивлением и восторгом понимает: природа поступила таким же образом. Здесь есть место для собственного движения, здесь есть возможность понять свои дефициты (ого, а этого я ещё не умею!) и научиться их устранять.
А однажды, они,  такие любознательные и пытливые, на одном из уроков работая с несколькими учебными пособиями выяснили, что в одном из них рисунок почки попросту неверен. А ведь я когда-то училась по этому учебнику и ничего не замечала…
Виктор Петрович Астафьев, замечательный писатель и человек, говорил о том, что для настоящего человека есть только один путь – постоянное расширение границ своих интересов. Самообразование, постоянное чтение научно-популярной, методической, художественной литературы помогает идти в ногу со временем, не отставая от своих учеников.  Я учитель в третьем поколении веду блог, работаю с интерактивной доской, использую электронный микроскоп, девайсы… И сохраняя педагогические традиции своей семьи, свято верю в то, что наша замечательная профессия  радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди −наши ученики, и очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое – Ребёнка, маленького человека с большой душой открытой миру.


Комментариев нет:

Отправить комментарий