Голубое небо, ясные солнечные лучи, все вокруг
мне улыбается.Волнительный
момент –выпускной! Сегодня мой первый выпускной в статусе классного
руководителя. Пять лет мы шли рука об руку, рядом, переживая и радуясь,
достигая новых высот или же мирясь с поражением. Всматриваюсь в знакомые лица и
вижу: волнуюсь не только я. Девчонки время от времени украдкой поправляют
прически. Мальчики же, как один, гордо держат осанку(что там полку солдат!), ведь
сегодня они выпускники лицея. Смотрю на ребят и гадаю – а сбудутся ли их мечты?
Вот Маша, которая мечтает стать психологом; рядом –Максим, увлекающийся точными
науками; Оксана, которая хочет стать врачом, как мама.
В кабинете мигнула лампа. Я очнулась от
своих мыслей и взглядом наткнулась на стопку тетрадей,ожидающую проверки. Нам
до заветного вечера еще целых два года – мы сейчас в начале восьмого класса. Но
как же все-таки хочется приоткрыть тайну, посмотреть хоть одним глазком!
Добьются ли они своих целей? Сбудется ли то, о чем мечтают? Будут ли ребята
успешны? И могу ли я им помочь?
Как-то раз я задала вопрос своим восьмиклассникам:
«А что же такое успешность?»Кто-то назвал критерием успешности материальные
блага, кто-то ассоциировал успешность с хорошими отметками по предметам и
высокими баллами на итоговой аттестации. Выйти на футбольное поле на
официальном матче, продолжать заниматься танцами, создавать модели – словом,
все, что делает человека лучше. Но большинство в своих рассуждениях сходятся на
мысли о том, что к успешности приводит достижение целей. А вот цели могут быть
разные – семья, карьера, хорошее образование – хотя в целом это все
социализация личности. И учитель как раз, на мой взгляд, помогает в этом. В
рассказе “Точка”Питера Рейнольдса, автора и иллюстратора, учитель рисования
помог девочке, которая рисовать совсем не умела. Учительница попросила оставить
след на белой бумаге и девочка поставила точку и роспись. На следующее утро свою
работу девочка увидела в рамке и почувствовала гордость. Вдохновилась и, в
итоге, ее работы заняли достойное место в школьной выставке. Главная героиня
этого рассказа не только поверила в себя, но и решила помочь другому человеку.
А ведь цепочку удивительных событий запустила именно учитель!
Как классный руководитель я помогаю
детям реализовать себя в лицейских проектах, приглашаю их на мероприятия. В
моем классе девочка занималась народным вокалом. Одноклассники и
одноклассницы снисходительно относились к такому творчеству –не модно сейчас
такое направление музыки, что уж тут поделать. Но на школьном концерте все были
поражены чистым и сильным голосом.
На уроках биологии, химии или же
экологии тоже возможна социализация личности. Здесь и творческие задания – от
создания иллюстрации к теме «химия как наука» до модели строения молекулы или
буклета по гигиене пищеварительной системы; выявление экологических проблем
города или же поиск их решения. Такие задания помогают ребенку раскрыться,
проявить себя. В ходе выполнения исследовательских работ и экспериментов мы
учимся ставить цели и достигать их, делать выводы. Как учитель ищу методы,
позволяющие раскрыть этот потенциал.
Успешным человеком я считаю того, кто
доволен своей работой, кто счастлив вечером прийти домой. Успешность учителя– в
успешности его учеников. Но для того, чтобы предлагать новые методы и задания
самому, необходимо всегда расти: в духовном плане, нравственном,
профессиональном. Вдохновение я черпаю в своих увлечениях: академический
рисунок, фехтование, туризм, путешествия, чтение книг. В последнее время
обратила внимание на художественную литературу, произведения, в которых
описывается жизнь обычных детей и их наставников. Большое впечатление на меня
произвела книга М.Петросян “Дом, в котором…”. Сложности, с которыми постоянно
сталкиваются дети-инвалиды в интернате, близки и понятны, а вопросы,
поставленные автором, заставляют задуматься о роли взрослого человека в жизни
ребенка. Кто-то из наставников относится формально к своим подопечным, кто-то всерьез
переживает и помогает в любое время суток, ведь живут они в одном Доме.
Для меня таким Домом является лицей, как
в семье мы делимся своими переживаниями, секретами. Конечно работать над
воспитанием ребенка должны педагоги вместе с родителями, но не стоит забывать,
что в школе ребенок проводит большую часть времени. Именно от нас учителей зависит судьба ребенка, успешность, воспитание.
Люди на протяжении веков задают себе одни и те
же вопросы: зачем? почему?; пытаются отыскать смысл бытия. Каждый день,
возвращаясь с работы с улыбкой, я точно знаю, что все, что я делаю – я делаю не
зря. Знаю, что если после урока, на котором я рассказывала про экосистемы,
ребята приносят мхи, шишки, рога из леса,
дачи, то урок прошел не зря. Знаю, что выбор,
который я сделала – правильный.
Первые четыре года моей школьной жизни – это
бесконечная подготовка презентаций, конкурсов, экскурсий, походов в музеи…
Мысли о Линнее, Дарвине, Ламарка порой овладевали мной настолько, что я забывала
обо всем остальном, а словосочетание «приготовить урок» встречалось в моей речи
гораздо чаще, чем «приготовить ужин». Учитель – это не просто работа, это не
только профессия, это состояние души. От меня зависит многое, ведь я – учитель БИОЛОГИИ,
а биология, как известно, наука о всём живом.
Ищи свою
дорогу с малых лет,
Уверенно
вперед иди сквозь годы,
Оставь –
на этой лучшей из планет –
Свой
яркий след, свои живые всходы
Комментариев нет:
Отправить комментарий